На культуру всегда найдется контркультура. И в противовес репертуарным, государственным театрам в нашей стране появляется все больше и больше камерных, более свободных в плане творчества, театров. В рамках «Журналистского марафона» нам довелось побывать в одном из таких — «Этюд-театр».
Такие места выдают себя уже своим местоположением. Неформальные театры находят пристанище во дворах-колодцах и прочих закоулках. И, чтобы отыскать их, зрителю придется пройти испытание, квест, в общем — помучаться. Помучались и мы — поиски «Этюд-театра» заняли у нас какое-то время. Наконец, нужный двор, а главное — красная дверь (указанная ориентиром) были найдены, и по небольшой лестнице мы поднялись на второй этаж.
Внутреннее убранство помещения выполнено в молодежном стиле, некоем арт-хаусе. Граффити в сочетании с античными статуями сразу дают понимание о том, куда ты попал. Зал же представляет собой небольшое, черное помещение с проектором и стульями в несколько рядов, сцены как таковой и нет вовсе. Там в темноте нас и поджидали спикеры — режиссер Мария Селедец и актер Владимир Антипов.
В формате диалога они рассказали о своем театре. Его принципиальное отличие от академического заключается в наличии большой творческой свободы. Спектакли там ставят, в основном, по авторским произведениям, давая молодым, неизвестным, современным авторам возможность воплотить свои идеи в жизнь. Главной проблемой негосударственных театров Мария и Владимир считают отсутствие бюджета. Зачастую люди работают на голом энтузиазме, как волонтеры. Но это хорошо — ведь таким образом они полностью отдаются своему делу.
«Этюд-театр» был создан выпускниками 51-й мастерской Театральной Академии именитого педагога актерского мастерства В.М. Фильштинского. Они называют себя независимым театром, и не зависят не только от финансирования и чужого одобрения, но и от цензуры.
«В российском законодательстве, как известно, нет цензуры», — поясняет Владимир Антипов (или Вова Антипов, как он сам представляется).
И его слова легко подтверждаются успехом неоднозначного спектакля о будущем России «День учителя|2048». Действие происходит в 2048 году в одной из школ. Главная героиня — учительница, сын которой уезжает в Петербург на митинг. Постановка изобилует и ненормативной лексикой и вольнодумными высказываниями, что собственно и делает спектакль эпатажным.
Впрочем, артисты сами называют «Этюд-театр» «скандальным», описывая суть своего творчества в официальной группе VK.
«Мы каждый раз думаем, что нас закроют, но нас не закрывают», — горько шутит режиссер Мария Селедец.
Популярностью такие театры пользуются у аудитории от 20 до 30 лет. Хотя ограничения по возрасту постепенно сходят нет, ведь приходят и пожилые, и более молодые. Для студентов и школьников предусмотрены скидки на билеты до 50%. Я думаю, что обязательно вернусь сюда не как журналист, а как зритель. Естественно, когда окончательно повзрослею.