«Журналистский марафон -2019» встретил нас совершенно по-питерски. Яркое солнце то и дело сменял проливной дождь, но это не помешало нашему бравому отряду вовремя достичь первого пункта маршрута — студии «Ленфильм». Пусть мы и промокли, добираясь из Пушкина, но мы, пока что обычные школьники, очень хотели прикоснуться к кино.
Уже само здание студии довольно интересное. С улицы вы вряд ли обратите на него внимание. И в этом нет ничего удивительного, ведь от глаз прохожих «Ленфильм» скрывает небольшой сквер. Но стоит вам пройти чуть вперед, и он приоткроется, словно занавес, приглашая в мир кинематографии.
Нам нужно было попасть в конференц-зал. Первые экспонаты стали встречать нас уже по пути. Портреты, куклы… А вот и сцена из фильма «Завещание профессора Доуэля» (фильм Леонида Менакера, снятый в 1984-ом году). Выглядит мастерская жутковато, но все же не так, как в фильме. Затем, пройдя студийное кафе и вдохнув аромат свежезаваренного кофе, мы оказались на месте. В конференц-зале педагоги настроили нас на позитивный лад, а организаторы зачитали примерный план на день. Список был длинным, несколько локаций, времени в обрез, но это обычные журналистские будни, если не сказать «скачки». Роли между участниками нашей команды были распределены заранее, так что я уже знал, куда направлюсь — на экскурсию по студии. Пожалуй, экскурсия — самый верный способ проникнуться антуражем эпохи, из которой к нам пришли экспонаты. Не теряя времени, я направился туда.
Стоило мне только спуститься в фойе студии, как я сразу же оказался среди новых экспонатов: макета замка из фильма «Золушка» (фильм Надежды Кошеверовой, снятый в 1947-ом году) и часовой башни из фильма «Гамлет» (фильм Григория Козинцева, снятый в 1964-ом году). Разницу между ними нам сразу же пояснила экскурсовод Тамара Агаджанян. Часовая башня на языке киношников называется «полноценная декорация» — с такой вещью можно взаимодействовать, она выполнена в полный рост. Если полноценную декорацию, по объективным причинам, не удается сделать, то используется макет — уменьшенная копия объекта.
Тамара Агаджанян, экскурсовод:
– Главная фишка этой башни — материал, из которого она сделана и история, которую она прожила. Она сделана из папье-маше. Это абсолютно феноменальная работа наших художников, бутафоров и декораторов, и вот, почему. Башня стояла на крыше замка на съемочной площадке. А это значит, что стояла она под открытым небом и под всеми погодными проявлениями, которые были в том году. Всю заграницу в советское время снимали в Прибалтике, «Гамлет» был снят в Эстонии. Поскольку климат у нас один и тот же, ясно, что это были дожди, снега, ливни, грады. Фильм снимался около года, и башня стояла там все это время. И в последний день съемок она выглядела также замечательно, как и в первый.
Далее мы проследовали в гараж, где хранятся автомобили, которые и по сей день используют на съемках. Собственно, многих экспонатов на месте не оказалось — еще не приехали. Все машины на ходу и, более того, собраны из «родных» запчастей, которые произвели в начале века. Страшно подумать, какие средства уходят на поддержание авто в первозданном виде! Кстати, здесь же мы наткнулись на еще один макет — макет крейсера Авроры из фильма «Залп Авроры» (фильм Юрия Вышинского, снятый в 1965-ом году).
Гараж остался позади, и мы отправились в другое, более просторное помещение. Тут находится экспозиция сразу нескольких фильмов. Первым делом мы подошли к «Приключениям Шерлока Холмса и Доктора Ватсона» (фильм Игоря Масленникова, снятый в 1979-ом году). Пред нами предстали костюмы всех ведущих персонажей, атрибуты из разных серий, например, сундук из «Сокровищ Агры» и мебель из кабинета великого сыщика. Только представьте — кресло, в котором сидел сам Шерлок! Очень захотелось присесть на него, но, как известно, «экспонаты руками трогать запрещено» и другими частями тела соответственно.
Вторым царским фильмом, представленном в этом зале, стал «Петр I» (фильм Владимира Петрова, снятый в 1938-ом году). Это был первый фильм о первом российском императоре. Здесь хранятся настоящие реликвии. Только представьте, что до актера Николая Симонова кафтан, представленный на стенде, носил сам Петр Великий! В момент, когда я это узнал, на меня напала зависть. Ведь актеры так легко могут соприкоснуться с историей. Надо отдать должное работникам студии, ведь костюм, которому больше 300 лет, выглядит почти идеально и за все время ни разу не пострадал механически — проще говоря, не порвался. Это касается всех вещей из эпохи Петра, коих здесь великое множество. Все они находятся в хорошем «носибельном» состоянии. Кстати, о костюмах нам рассказали подробнее в следующем зале.
В нем можно увидеть наряды героев из легендарных кинолент, вроде «Гамлета», «Дамы с собачкой», «Золушки», но особого внимания заслуживают костюмы Ихтиандра из «Человека-амфибии» (фильм Владимира Чебортаева, снятый в 1961-ом году). Кстати, а вы помните, что их было два?
– Если вы смотрели фильм «Человек-амфибия», то должны помнить, как переливалась чешуя Ихтиандра, когда он находился в воде, и какой он был поблекший, когда злые люди его вытащили на берег. Кинопленка дыроколом нарезается на кружочки. Каждый кружочек вручную красится перламутром. Затем, посредством иголки и нитки, кружочки пришиваются к трикотажной майке. В воде это создает эффект правдоподобной рыбьей чешуи. На суше нужна была серая ткань, и ее нарезали таким же способом. Кстати, эта ткань была создана на одной из Ленинградских экспериментальных фабрик специально для этого костюма, задолго до появления синтетики, – делится экскурсовод.
Стоит отметить, что почти все костюмы в этой экспозиции экскурсовод окрестила «одноразовыми». Это обусловлено тем, что они шились под одного конкретного артиста, и после съемок представляют исключительно музейную ценность. Мое внимание привлекло белое платье с большим воротником, расшитое блестками. Тамара рассказала, что платье это надевала американская актриса Элизабет Тейлор! Оказывается, в 1976 году Голливуд предложил «Ленфильму» сотрудничество и работу над одним совместным проектом. Решено было экранизировать пьесу Метерлинка «Синяя птица». Главную роль отдали Элизабет Тейлор, а то самое платье смастерила обычная советская швея, сотрудница «Ленфильма». Платье настолько понравилось актрисе, что она тут же предложила швее уехать с ней в Америку. Вот она, дружба народов! Швея, естественно, отказалась (не те были времена).
Кинопроизводство — очень затратный и трудоемкий процесс. Он требует работы профессионалов, полностью отдающих себе отчет в том, что нужно сделать не только правильное кино, но и красивое. Думаю, что определение «эффектное» подойдет даже лучше. Рука об руку с режиссерами и актерами работают так называемые «бойцы невидимого фронта». Труд декораторов, постановщиков, костюмеров не должен оставаться в тени. От этих людей зависит то, какими герои предстанут перед зрителями, какие чувства испытают; захотят ли побывать в мирах, которые нам показывает кино? После этой экскурсии в мир «Ленфильма» я бы точно отправился!