Как часто вы думаете, почему нельзя сказать учителю: «Привет, братан»? Ну, или же сматериться при директоре школы? Или подойти к любому взрослому человеку и шлепнуть по попе? Мы не можем сделать так не только из-за воспитания, но и из-за субординации. Дабы разобраться с этим термином, я пообщалась с психологом Тамарой Синозерской.
Субординация – это система строгого служебного подчинения младших старшим. Здесь речь идёт не только о возрастном подчинении младших старшим, но и о деловом этикете (младшие по чину, званию, рангу и т.д.) Субординация подразумевает под собой некое уважение к человеку, который стоит выше. Конечно, субординация напрямую связана с воспитанием, поэтому мы и не можем обратиться к учителю «братан», шлёпнуть его и материться тоже, потому что всё это будет считаться неуважением и дикостью. Субординация нужна еще и для того, чтобы подчинённые или же ученики серьёзно относились к тому, что они делают. Допустим, когда вы выходите к доске рассказывать доклад, вы хотите, чтобы ваши слушатели были заинтересованы в том, что вы рассказываете. Вам сложно сосредоточиться, когда они проявляют неуважение и отвлекаются, смеются, болтают. Тогда учителя «прикрикивают» на шумных учеников, используя свой авторитет, а прислушавшись к педагогу, дети соблюдают ту самую субординацию. Ведь нельзя ослушаться учителя, так можно и двойку за поведение или замечание в дневник получить, а там по накатанной и наказание от родителей. Соблюдать субординацию важное качество любого человека. Это основа любого коллектива. Это говорит не только о вашем воспитании, но и о хороших манерах. Именно поэтому нельзя обращаться к старшим на «ты», если они вам этого не позволили. В некоторых странах, например, дети обращаются на «Вы» и к своим родителям.
К субординации также относятся и дружественные отношения на работе и в школе. Учитель не может дружить с учеником, делать ему поблажки и так далее. Так же, как и начальник на работе не может поощрять любимчиков или выписывать незаслуженную премию «по дружбе». Вне работы или школы никто ничего не запрещает, однако в учебном или же служебном заведении по правилам субординации такого допускать нельзя. Иногда подобная дружба между начальником и подчинённым на работе может стереть границы допустимого.
К слову, подобные примеры часто освещают в фильмах, сериалах, литературе. Например, в телесериале «СашаТаня» один из главных героев, пользуясь дружбой со своим начальником, начинает переходить границы, ленится и в итоге «забивает» на работу.
Субординация может быть не такой явной в учреждениях дополнительного образования, здесь педагоги часто находятся с учениками «на одной волне», однако она всё равно присутствует. Негласно. Субординация соблюдается по умолчанию. Мне кажется, что субординация мешает детям, они чувствуют себя некомфортно рядом с взрослыми и стесняются, смущаются, зажимаются. Если бы рамки субординации не были бы столь жёсткими, то детям было бы немного легче. Но было бы тогда легче взрослым, если бы дети не соблюдали субординацию? (Прим. автора – здесь к тексту подключилась мой редактор Анна Анатольевна и попросила меня нарисовать картинку того, что произошло бы, если бы субординацию отменили, например, в школе)
Конечно, остались бы дети, которые продолжали бы проявлять уважение к учителю или старшему независимо от наличия субординации. Однако большинство подростков наверняка стали бы хамить открыто своим педагогам.
Возможно, не надо путать строгость и субординацию, уважение и субординацию.
В чем разница?
Уважение проявляется между учителем и учеником в зависимости от воспитания и понимания норм приличия. Также каждый учитель проявляет строгость по отношению к ученикам, чтобы добиться тишины или порядка в классе. Это НЕ относится к субординации, так как субординация включает в себя взаимоуважение независимо от того, как обе стороны относятся друг к другу.
К каждому ученику нужен свой подход. Некоторым детям было бы гораздо проще учиться с учителем, который был бы дружелюбен и открыт к ученикам, нежели с тем, который применяет крик и сухость.
Американские и финские школы считаются выдающимися и обгоняют по популярности мировые школы. С субординацией у них там проще. По сравнению с русской школой, в финской напрочь отсутствует система субординации – дети общаются с учителем наравне, учитель не имеет права выделять ребенка среди других, кричать на него. С одной стороны это и хорошо, нет унижений, но с другой – ребенок может перестать признавать авторитет взрослых. (Прим. автора – тут к тесту опять присоединяется Анна Анатольевна, которая напоминает, что шлепнуть учителя по попе нельзя ни в Америке, ни в Финляндии тоже. Там такое поведение ученика покажется не меньшей дикостью, чем в России)
Субординация является неотъемлемой частью общения в коллективе. Будь то школьный класс или же рабочий коллектив в крупной компании.
Я, конечно не специалист, и вообще – ребенок, поэтому помочь разобрать путаницу в моей голове попросила психолога Тамару Синозерскую.
Как влияет субординация на развитие отношений внутри коллектива?
Когда в коллективе соблюдается субординация – это ведет к взаимоуважению, ответственности и порядку. Каждый находится на своем месте, выполняет свои задачи и несет ответственность в рамках своей функции. Благодаря такому положению вещей в коллективе складывается более спокойная и доброжелательная атмосфера.
Мешает ли субординация на развитие других отношений внутри коллектива?
Нет, не мешает. В коллективе помимо «вертикальных» отношений, есть еще и «горизонтальные».
Что было бы, если бы субординации не было бы в учебном и рабочем коллективе?
Если бы субординации не было бы, в учебном или рабочем процессе царил бы хаос. Представьте, если на предприятии, каждый обладает равноценным голосом. В этом случае, ни по одному вопросу было бы невозможно договориться. Каждый бы гнул свою линию, а рабочий процесс стоял бы на месте.
Какие отрицательные аспекты несет субординация?
Сама по себе субординация не несет негативных аспектов. Другое дело, когда люди начинают искажать данное понятие. Например, начальник становится слишком авторитарным, контролирующим, считает, что все должно быть только «как я сказал» и не прислушивается к мнению сотрудников. В этом случае сотрудники теряют мотивацию к работе, снижается инициатива, работоспособность и как следствие ухудшают результаты труда. Люди могут понимать субординацию по-своему, проявлять чрезмерную жесткость и власть. В таком случае, субординация будет негативно сказываться на атмосфере в коллективе.
Чем субординация помогает взрослым при общении с младшими?
Взрослые объективно имеют больше опыта и знаний об этом мире. Следуя правилам, которые устанавливают взрослые, младшие сохраняют свою жизнь, здоровье и получают возможности реализовать себя в этом мире.
Какие положительные аспекты несет в себе субординация?
Уважение, прядок, дисциплину, ответственность, эффективность труда, спокойную, ровную атмосферу в коллективе.
Субординация – это хорошо или плохо?
Сам по себе механизм субординации несет много положительных аспектов. Но в случае, если он применяется правильно. И соблюдается баланс между уважением к мнению сотрудников, поддержанию их инициативы и соблюдением правил, инструкций и дисциплины.
Анна Анатольевна попросила меня написать статью про субординацию потому что я обращалась к ней по учебным вопросам в выходные дни и по утрам, часов так в 8. Ну что ж, надеюсь я справилась. А что о субординации думаете вы? Голосуйте в нашем опросе https://vk.com/stena_pushkin
Очень хорошая статья!
Статья очень понравилась. Всё доступно и понятно. Спасибо.