Плюсы и минусы аудиокниг. Их история возникновения

Аудиокниги – любой текст, озвученный и записанный на информационный носитель для дальнейшего прослушивания. Как они появились? Лучше слушать или читать? Как создаются аудиокниги? Лучшие актеры озвучивания, по моему мнению, и ответы жителей города Пушкин на вопрос, любят ли они слушать аудиокниги – обо всем этом вы узнаете дальше.

Аудиокниги – отличный вариант для тех, у кого вечно не хватает времени, ведь их можно слушать, параллельно занимаясь своими делами. Это очень экономит время, и вы узнаете больше за один и тот же промежуток времени, наполняете свою жизнь впечатлениями и эмоциями, новыми знаниями и, как минимум, избегаете скуки в процессе готовки или уборки. Также аудиокниги успокаивают и снимают стресс, если голос актера озвучивания не раздражает. Аудиокнига занимает намного меньше места, чем бумажная, и при создании не расходуется древесина. Еще у слуховых зон мозга иные ассоциативные связи, поэтому книга в аудиоформате вызывает другие эмоции. В аудиокнигах часто присутствует музыка, звуки (треск, шелест, плеск волн и т.д.). Благодаря таким приемам создается эффект присутствия, книга становится выразительнее.

Радиоспектакли и радиопостановки помогают лучше представить действия героев, создается ощущение театра в голове. Но следует заметить, что их в большинстве случаев сокращают, сохраняя лишь важные для сюжета эпизоды, что не дает возможности насладиться книгой целиком.

nv.ua

Интересна история появления аудиокниг. Они впервые появились в конце 18 – начале 19 века благодаря Томасу Эдисону. Они записывались для слепых людей на фонографе и имели продолжительность четыре минуты. Позже появились грампластинки, длительность увеличилась в три раза. В первой половине 20 века аудиокниги называли «говорящими» книгами. Их выпускали и распространяли бесплатно Фонды слепых и библиотеки. В начале 50 годов в Англии выпускают магнитофон «Говорящая книга» с 24 дорожками. В 1961 году в СССР появляются аудиокниги для Всесоюзного общества слепых (ВОС). Постепенно они становятся коммерческими, гибкие грампластинки начинают прилагаться к различным журналам. В 1979 впервые к записи аудиокниг были привлечены профессиональные актеры. В 1984 году они появились в стереозаписи. В 2005 году создан некоммерческий проект LibriVox по записыванию аудиокниг. К концу 2012 года в библиотеке сайта было более шести млн. работ. Сегодня покупаются права не только на печатную версию книги, но и на аудиоверсию, во многих крупных издательствах есть отдел аудиозаписи.

yandex.com

За озвучкой книги кроется очень много работы. Вот последовательность создания аудиокниги по мнению сайта https://vuzlit.ru/1814170/istoriya_poyavleniya_i_razvitiya_audioknig:

  • Подбор произведения для озвучивания.
  • Выбор необходимого голоса актера.
  • Предварительный образец чтения диктором высылается заказчику для утверждения.
  • Студийная работа диктора.
  • Запись голоса.
  • Обрабатывание, оцифровка материала.
  • Разбивание записанного материала на необходимые по размеру файлы.
  • Музыкальное и шумовое оформление аудиокниги.
  • Отправка файлов по интернету.

Важным аспектом при выборе аудиокниги является голос актера озвучивания. Различают актеров, которые «обыгрывают» происходящее в тексте, и дикторов, которые читают текст без экспрессии. Интересный факт: слепые в основном предпочитают слушать чтение дикторов, а не актеров, потому что последние в какой-то степени навязывают свое видение героев и событий, происходящих в книге.

kaspyinfo.ru

Субъективный список лучших актеров озвучивания:

  • Игорь Князев озвучил множество произведений иностранной современной литературы: магический и мистический реализм, фэнтези, приключенческая литература. К его работам можно причислить аудиокниги произведений таких писателей, как Стивен Кинг, Харуки Мураками, Нил Гейман и других. Также он озвучивал книги Владислава Крапивина и Бориса Акунина. Наверное, самой известной аудиокнигой актера озвучивания можно считать «Дом, в котором» Мариам Петросян.
  • Команда Романа Волкова известна благодаря масштабной работе по озвучиванию «Темной башни» Стивена Кинга. Это цикл книг о последнем из стрелков Роланде, путешествующем по миру, «сдвинувшемуся с места», для того, чтобы найти Темную Башню.
  • Александр Клюквин озвучил несколько произведений про «Плоский мир» Терри Пратчетта, книги Джоан Роулинг про Гарри Поттера, детективы Агаты Кристи и Бориса Акунина, произведения русской классики.
  • Кирилл Головин является голосом героев таких писателей, как Глен Кук, Гарри Гаррисон, Фрэнк Герберт, Говард Лавкрафт, Роберт Шекли, Анджей Сапковский, Филип Рив, Джо Аберкромби.
vk.com

У аудиокниг есть и минусы. Как мы знаем, люди делятся на несколько типов: аудиалов, кинестетиков, визуалов и т.д. То есть некоторые лучше воспринимают текст на слух, другим нужно видеть информацию, а есть те, для которых важны касания или составления таблиц. Поэтому люди, не являющиеся аудиалами, будут хуже воспринимать и запоминать содержание книги в аудио формате. К тому же человек, предпочитающий аудиокниге книгу, лишается возможности услышать шелест страниц, тактильных ощущений. Более того, скорость аудиокниги часто отличается от собственного прочтения, что создает неудобства. Конечно, ее можно выбрать, но у аудиокниг можно изменять скорость прослушивания только на определенные скорости. Еще во многих нон-фикшн книгах или учебниках приводятся диаграммы, схемы, изображения, карты, а, слушая книгу, нет возможности изучить их.

Я спросила жителей города Пушкин: «Нравятся ли вам аудиокниги, и почему?»

  • «Нет, я не слушаю и не читаю».

Николай, студент.

  • «Ммм, ну, я люблю аудиокниги только если как сопровождение к тексту? Типа, одновременно читать и слушать прикольно, я так меньше отвлекаюсь на всякую ерунду, и у меня нет мотивации вместо чтения врубить любимую музычку и слушать её. А так нет, не очень люблю аудиокниги. Сами по себе они работают только если как белый шум, но совсем не запоминаются и только мешают, потому что хочется их слушать и делать что-то, но не получается, а просто сидеть и слушать непродуктивно».

Лиза, школьница.

  • «Аудиокниги не нравятся, потому что быстрее можно прочитать самому».

Иван, работающий взрослый.

  • «Да, мне нравятся аудиокниги, потому что глаза в человека не напрягаются, и вообще я очень люблю слушать. Единственно, чтобы хорошим голосом читали. В процессе прослушивания ты можешь лучше обдумывать содержание».

Вера, работающий взрослый.

  • «Не нравятся, потому что голос нудный какой-то».

Федор, школьник.

  • «Да, аудиокниги мне определенно нравятся, потому что их можно слушать во время выполнения каких-то рутинных домашних дел. И на чтении книги можно время сэкономить, и время с пользой провести. И ещё один плюс: аудиокниги можно слушать в машине, а читать бумажную книгу в транспорте вредно»

Анжелика, школьница.

  • «Мне нравятся аудиокниги потому, что в них соблюдаются все запятые и очень выразительно читают + в некоторых даже музыку накладывают, и это класс».

Даша, школьница.

  • «Некоторые аудиокниги идут со звуковым сопровождением, звуками природы и т. д. – это первое. Второе – голос чтеца завораживает, когда мастер читает это! Эмоциональность в прочтении зажигает интерес! Можно закрыть глаза и глубже погрузиться в историю, разобрать мелкие детали. Ещё нравится, когда читают разными голосами, либо один человек, либо в паре мужчина и женщина».

Наталья, взрослый.

www.behance.net

Слушать книги или читать – решать вам, но я считаю, что, если нет времени, лучше все-таки слушать аудиокнигу, чем откладывать чтение!

Лида Андронова
корреспондент

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован.