Развитие подростка в XXI веке: как развиваться в нужном направлении?

На дворе XXI век – эпоха машин и гаджетов. Для современных детей существует столько путей развития – ну просто огроменный выбор! Но при этом существуют некоторые факторы, затормаживающие этот выбор: например, некоторые подростки даже не думают о том, чем будут заниматься в будущем, а просто играют в компьютерные игры или гуляют. Но есть и те, кто с юношества тренируют личностный рост, занимаются саморазвитием, организовывают свое время и выбирают правильные (с их точки зрения) хобби. Так что же нужно знать и уметь, чтобы в будущем прожить долгую и счастливую жизнь?

Для начала стоит знать, что такое саморазвитие и личностный рост. Саморазвитие – это работа над собой и над своими возможностями от физического до социального направления, в то время как Личностный рост – это все действия человека, направленные на самосовершенствование и создание человека, которого ты бы хотел видеть в себе. Хотя и кажется, что эти два понятия разные, они непрерывно связаны, ведь только благодаря этим двум процессам человек развивается. Но если они не совершаются вне зависимости от причины, происходит деградация.

Как отмечает педагог-психолог Давид Иосифович Фельдштейн, современная ситуация отражает уровень саморазвития ребенка, который стремится к собственному поиску решения встающих перед ним задач, например, учебных, коммуникативных или творческих. Так же стоит заметить, что дети имеют склонности не только к саморазвитию, но и к социальным рискам, например, трудности самоопределения, агрессивное поведение, буллинг, кибербуллинг, и другие.

Личностный рост можно и нужно тренировать, ведь он помогает изменить себя, вывести свои навыки и качества на новый уровень. Для этого существуют занятия, на которых проводят специальные игры, например, «Меняются те, кто…» (игра, в которой ведущий называет причину обмена, а игроки, подходящие под эти качества, меняются местами. Задача ведущего сесть на освободившийся стул, пока его не займет другой игрок. Тот, кто остался без стула, становится водящим) или «Зеркало» (участники разбиваются на пары, один ведущий, второй – зеркало. Задача зеркала как бы «отразить» движения ведущего. После идет смена ролей). При желании можно найти нужные упражнения в интернете.

Достаточно популярен вопрос о потребности в саморазвитии. Так зачем же нужно саморазвиваться? Во-первых, саморазвитие – это ключ к будущему успеху. Пока человек работает над собой и стремится познать новое, он будет познавать новые, возможно даже ценные и редкие знания. Во-вторых, саморазвитие повышает уровень самооценки и уверенности, ведь чем больше знаешь, тем ты увереннее, что не ошибешься. Ну и в-третьих, саморазвитие влияет на личностный рост, ведь они, как было сказано ранее, взаимосвязаны между собой.

По мнению психологов, саморазвитие в подростковом возрасте играет ключевую роль в формировании личности, ведь именно в этот период человек начинает осознавать свои интересы, способности и стремления и определяет свою жизненную цель, а именно чего он хочет от жизни, и как этого добиться.

Не только саморазвитие влияет на личностный рост, но и наоборот. Так же оказывают влияния такие мелочи как хобби и организация времени. Например, хобби развивает новые навыки и творческое мышление, развивает социальные навыки, расширяет кругозор и повышает самооценку. А дальше уже зависит от самого занятия, будь то спорт, на котором улучшается физическая форма, или что-нибудь другое… примеров на самом деле гораздо больше, чем кажется. В то же время на саморазвитие оказывает положительное влияние и организация времени, например, люди начинают достигать свои цели гораздо быстрее, появляется много свободного времени и снижается уровень стресса, что способствует спокойствию и гармоничности внутреннего мира подростка.

В подростковом возрасте важна мотивация к тому или иному действию. Достаточно частая ошибка многих взрослых — это пренебрежение мотивацией, и выбор в пользу стимуляции своего ребенка. Чем же отличается мотивация от стимуляции? Мотивация на прямую связанна с личными целями, интересами и ценностями человека. 

В подростковом возрасте важна мотивация к тому или иному действию. Достаточно частая ошибка многих взрослых — это пренебрежение мотивацией, и выбор в пользу стимуляции своего ребенка. Чем же отличается мотивация от стимуляции? Мотивация на прямую связанна с личными целями, интересами и ценностями человека. Стимуляция же связанна не с личными целями, а с внешними факторами. Примером стимуляции подростков может служить «Если не будешь учится, то не сдашь ОГЭ (или ЕГЭ), и всю жизнь проведешь дворником или уборщицей», а мотивации «Если ты не изучишь данный материал, ты не сможешь заниматься в будущем любимым делом». Стоит заметить, что от мотивации зависит дальнейшее желание заниматься тем или иным делом (некоторые люди порой создают специальные «мотивационно-креативные» блокнотики, в которых записывают свои цели, желания и планы). Чтобы успешно учиться, подростку важно осознавать практическую пользу получаемых знаний: как они пригодятся в жизни, помогут реализовать мечту, повлияют на его социальный статус и так далее. Чтобы выбрать правильную методику учебной мотивации подростка, необходимо выяснить, что именно привлекает его в учебном процессе, и скорректировать этот процесс с учётом его потребностей.

  • Стоит ответить на несколько вопросов:
  • Чего я хочу от жизни?
  • Почему именно это, а не что-нибудь другое?
  • Как мне этого добиться?
  • Что мне для этого нужно?
  • Брошу ли я это через некоторое время или это постоянная мечта?
  • Эти вопросы помогут установить постоянство и главную цель, а за одно и школьные предметы, которые следует изучать более углубленно.

Хочешь стать косметологом? Обрати внимание на химию. Привлекает работа инженера? Физика, алгебра и геометрия тебе помогут. Желаешь работать с людьми? Обществознание и история твои верные друзья. На каждую сферу требуются свои предметы. Но при этом не забывай и о других – ведь они тоже очень важны, и помогают узнать множество интересных фактов. Быть развитым со всех сторон – это классно, и очень ценится в обществе.

Будь многогранен, умей вести за собой людей, и понимай, чего хочешь – вот тогда-то перед тобой и откроются двери. В конце концов, люди любят умных людей. Но самое главное – запомнить, что не существует идеальных людей. Во всех без исключения существует изъян. Так что не бойся, и живи так, ка сочтешь нужным: наиболее продуктивным в первую очередь для самого тебя.

София Наумова
Корреспондент

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован.