В Царском Селе отметили юбилей учителя детей Императора Николая II

В Царском Селе впервые за 102 года отметили юбилей последнего директора Николаевской гимназии, учителя географии и истории детей императора Николая II — Константина Алексеевича Иванова. 7 апреля в ЦДЮТТИТ, в Музее Николаевской гимназии, прошёл памятный вечер, посвященный его 160-летию.

Кроме своей педагогической деятельности, Константин Алексеевич занимался литературой — писал стихи, а также перевел известную философскую драму Иоганна Гёте «Фауст», которой Константин посвятил 40 лет своей жизни. Но, к сожалению, об этом мало кто знает. В основном произведение печатали в переводах Бориса Пастернака и зоолога Николая Холодковского.

фотография Татьяны Бровкиной

На вечере памяти директор Санкт-петербургской высшей школы перевода Ирина Алексеева отметила, что перевод Константина Иванова — уникальный благодаря тому, что он смог передать «дикие» для поэзии XIX века особенности. Например, образы возрождения и рифма, которые получились только у Иванова и полностью сошлись к представлениям Гёте. Другие переводчики заменяли их другими, «больными», из-за чего получалось совершенно другое произведение. Иванову удалось удачно перевести текст второй части, что не удалось другим писателям, из-за чего сохранялось мнении о том, что Гёте она не удалась. Стоит отметить, что перевод был напечатан с большим трудом, так как многие издательства отказывались делать это, ссылаясь на неактуальность трагедии.

Среди гостей памятного вечера присутствовала родственница Константина Иванова, его правнучка Елена Константиновна Иванова. На мероприятии она смогла рассказать о потомках последнего директора Николаевской гимназии. Вот, что она рассказала про своего деда — Константина Константиновича Иванова.

«…Надо сказать, что Пушкин и Павловск дедушка очень любил. Он использовал любые возможности для поездки с семьёй в эти места, например, по выходным»
Елена Иванова
правнучка Константина Иванова

Известен факт, что перед ссылкой царской семьи в Тобольск Николай II переписывался с Константином Алексеевичем о дальнейшем преподавании истории и географии. Но так ли это или нет, к сожалению, мы не узнаем — письма были утеряны, и их содержание остаётся тайной.

Дмитрий Павлов
Корреспондент

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован.