Эволюция автобуса. Как выглядел пассажирский транспорт на улицах Царского Села

18 апреля 1922 года по Москве начал курсировать первый автобус. Петербургские бульвары наполнились гулкими звуками моторов позже – с 20 апреля 1936. Это сейчас мы привыкли к трёхзначным номерам, красующимся на лобовых стеклах автобусов. На момент появления первых курсирующих маршрутов всё было проще: ограничивались простонародными названиями «единичка», «двоечка», «троечка»…

фото предоставлены группой “Пушкинский автобусный парк”

Первое упоминание об автобусных перевозках в Пушкине относятся к 1933 году: сезонный маршрут “В” пл. Лассаля – Детское Село, дворцы. Только в 1956 после объединения Ленинградского и Пушкинского парков, появились привычные двузначные и трехзначные номера. Первый регулярный маршрут «25» появился в 1937 году: Вокзал – Дворцы. Потом открыт «26» – Вокзал, дворцы. На 1941 год уже работало несколько маршрутов

«По Пушкину начал ходить автобус, он очень пугал горожан, т.к. был без глушителя. Единственной радостью для горожан было то, что из семи рабочих дней, пять он ремонтировался. В Пушкине я первооткрыватель, потому как Царскосельским районом мало кто занимался. История автобусного дела мне прекрасно знакома»
Константин Павлов
водитель-транспортник, 187 маршрут

В начале века альтернативой обычному транспорту мог вполне служить монорельс. «Устройство для сохранения равновесия повозок или других находящихся в неустойчивом положении тел». Так называлось изобретение, на которое изобретатель Пётр Шиловский получил привилегию, русский патент, заявленный весной 1909 г. Устройство имело двухрамный гироскоп с маятником. При нарушении равновесия повозки маятник подключал электромотор, воздействовавший на внутреннюю раму гироскопа. Появлялась сила, восстанавливавшая равновесие.

Строительство необычной железной дороги оказалось явно не ко времени, и в 1922 г. все работы были прекращены. С тех пор прошло более 80 лет. Гироскопические железные дороги, которым Шиловский предрекал большое будущее, до сих пор не построены. Однако другие его идеи давно осуществлены, и самые различные гироприборы, как известно, нашли широчайшее применение на земле, на воде, в воздухе и космосе.

Но что же с первыми автобусами в Царском селе? Пушкинские работники наземного транспорта, посотрудничав с Автотранспортным управлением Ленсовета (АТУЛ), а также ремесленниками автомастерских, наладили свое производство автобусов. Именно в 1937-х годах на улицы Пушкина выпустили запоминающуюся модель «ЗИС-8».

Даже после Второй Мировой войны именно АТУЛ первый запустил производство автобусов, грузовиков, другого транспорта, помогающего ремиссии после блокады.

Сейчас на дворе весна 2018. Жители Пушкина заполняют петицию на разрешение запуска трамвайной линии и оснащении тепловой станции в Царскосельском. Вовсю курсирует 187 маршрут оснащённый модулем wi-fi. А ведь недавно всерьёз думали о монорельсе.

Александр Шашлов
корреспондент

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован.