Как дать леща

Не очень приятно, когда купленное молоко оказывается просроченным. И специально, чтобы у покупателя была возможность отстоять свои права, был придуман Международный день защиты прав потребителя.

Название длинное, и повод для него тоже. День защиты прав потребитля приурочен к годовщине выступления Джона Кеннеди в Конгрессе США. Тогда Кеннеди бодренько объявил четыре основных права гражданина-потребителя: на безопасность, выбор, информацию и на право быть услышанным. Потом  добавилось еще четыре: на возмещение ущерба, потребительское образование, удовлетворение базовых потребностей и на здоровую окружающую среду.

Много. Длинно. Может, именно поэтому в магазинах не могут  выучить эти правила и просроченные продукты оказываются в первых рядах? Тут выход один — сохранять чек и потом играть в «сварливую бабку», торгуясь за деньги или свежую продукцию. Не каждый магазин так просто согласится вернуть то, за что вы законно заплатили. Тут уж главное, чтобы игра в репку-перетягивалку до суда не докатилась. Хотя на этом поле один потребитель — воин. Да еще какой.

Тут могут быть забавные и одновременно грустные  ситуации. Например, когда сотрудники магазина изобретают машину времени и перемещаются со своей датой производства на пару дней вперед. И буханка хлеба шестого марта случайно оказывается выпущена восьмого.

В Питере не все так гладко с защитой наших прав. Поход в магазин можно сравнить чуть ли не с военной вылазкой за провиантом.

Всеволод Вишневецкий, председатель общественной организации потребителей «Общественный контроль», рассказал о корне (уже, к сожалению, просроченном) проблемы:

«В городе уже десять лет как снят с государственной программы день защиты прав потребителя. В этом году город готов потратить на защиту миллион четыреста рублей, на отдельное мероприятие. На каждого жителя это составляет примерно 25 копеек. Хотя еще в прошлом году, в августе, правительство приняло стратегию в сфере защиты прав потребителей до 2030 года. Она обязывала все субъекты разработать программу. И планировалось, что именно к марту такая программа будет. Но, видимо, денег резко не стало, потому что реализованной программы у нас так и нет»
Всеволод Вишневецкий
председатель организации потребителей «Общественный контроль»

И так уж оказалось, что Питер по этому показателю чуть ли не на самом последнем месте в России. В Ленинградской области с программами все хорошо, в Ростовской вообще по 9 млн ежегодно выделяют на эти программы. А у нас дырка от бублика с 25 копейками на человека.

«Причина кроется в том, что Санкт-Петербург — единственный город в России, где торговые сети достигают 90% по данным антимонопольной службы. Поэтому город не хочет ссориться с сетями, их в чем-то ограничивать»
Всеволод Вишневецкий
председатель организации потребителей «Общественный контроль»

Но что теперь, в магазины не ходить, что-ли? Всеволод Борисович, председатель общественной организации потребителей «Общественный контроль», дал несколько советов о том, как же не переместиться на машине времени вместе с продавцами с сегодня на завтра вместе с какой-нибудь булочкой.

«Потребитель не должен слепо доверять рекламе, различным акциям. Ценникам, с яркими надписями типа: «Цены снижены!». Главное, не нужно поддаваться на потребительскую рекламу, излишне низкие цены. Нужно понимать, что качественный товар не может стоить дешево. Например, на одной полке не может стоять пачка масла 100 рублей за 200 граммов и рядом масло 50-60 рублей за те же 200 граммов»
Всеволод Вишневецкий
председатель организации потребителей «Общественный контроль»​

Что же делать, если вас-таки бесславно обманули? Чтобы надоесть продавцам еще больше, предлагаем вам немного «Вредных советов».:

  1. Можно прийти в магазин и постучать покупкой по голове продавцу. Если вы брали рыбу, то давать леща (окуня, щуку) будет особенно интересно.
  2. Надо начать кричать. Тогда только для того, чтобы вы свалили, вам вернут деньги или еду.
  3. Приходите в магазин каждый день и набирайте полную корзинку просроченных продуктов. По закону вам магазин должен бесплатно обменять просрочку на свежий товар. Тут два варианта развития событий:

А) Вас просто не будут пускать в магазин и тогда придется менять дислокацию.

Б) Вы добьетесь правды, и просроченные продукты исчезнут, как туман, с прилавков.

А если вам по душе более гуманные методы, то в «Школе грамотного потребителя», бесплатном проекте «Общественного контроля» и Роспотребнадзора, проводятся однодневные семинары-лекции для потребителей. И нет, это не реклама. Все для вас, дорогие читатели! 🙂

 

Серафима Михайлова
Корреспондент

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован.